Обзор и тест объектива Tokina AT-X 116 F2.8 PRO DX II (11-16mm) для Nikon

За предоставленный для обзора объектив выражаю благодарность компании Kenko-Tokina.

Знакомо ли вам такое чувство: когда вроде бы вещь и не нужна, но обладать ею все равно хочется? И вот, рано или поздно, но рука тянется к заначке, вытаскивает из нее собранные деньги, а в мыслях вы уже радуетесь покупке, и вместе с этим не можете сообразить, зачем это сделали. Наверное, в этом примере себя могут узнать многие фотографы: увидел на полке в магазине объектив или камеру, сделал несколько кадров с крутой линзой товарища — и вот уже ночами не спится, а глаза красные от чтения форумов и обзоров. А после покупки начинается процесс осознания: зачем купил, где применять, и что с ним вообще делать дальше. Часто осознание происходит быстро — после первой пробы на досках объявлений появляются сообщения от владельцев: «Не подошел. Лежит без дела». Это разбитые фантазии о шедеврах, и несбывшиеся ожидания о реальной необходимости аппаратуры и… потраченные деньги.

Когда вы решаете, куда пристроить несколько десятков тысяч рублей, осознавать на что тратятся деньги точно нужно. И если речь идет о приобретении объектива — постарайтесь разобраться, к какому жанру фотографии лежит душа и руки. Портретисту и любителю стрит-фото покупка широкоугольника будет не так важна, как репортажнику и (или) пейзажисту. А потому с предпочтениями нужно разбираться изначально. Но если все же решение было принято в сторону приобретения «ширика» — не спешите тратить много денег на объективы от производителя камеры, взгляните на линзы от сторонних компаний. Зачастую они могут похвастаться отличными результатами, но за меньшую стоимость, как, например, техника компании Kenko-Tokina.

На нашем рынке объективы компании Kenko-Tokina приобрели популярность за счет своей приемлемой цены и хороших характеристик. Сегодня производитель освоил выпуск объективов почти для всех вендоров зеркальных (и не только) камер. В модельном ряду есть линзы для Canon, Nikon, Sony, а также для системных камер с байонетом 4/3. К тому же, без внимания не оставили владельцев фотоаппаратов с полнокадровыми и кропнутыми сенсорами.

Наш сегодняшний «пациент» — ширик для камер формата APS-C — Tokina AT-X 116 F2.8 PRO DX II (11-16mm). Это вторая версия Токины 11-16, вышедшей в 2008 году, которую доработали: установили внутренний мотор фокусировки в версии для Nikon (долой «отвертки»!), сделали еще быстрее и нанесли мультипросветление на оптику.
Комплект поставки

Tokina предлагает покупателю стандартный набор, находящийся в коробке — это непосредственно сам объектив, бленда BH-77A, передняя и байонетная крышки и гарантийный талон с инструкцией. Все упаковано в шелестящий полиэтилен и аккуратно уложено в картонное корытце из двух частей. Ничего лишнего, в комплекте все самое необходимое имеется, к тому же бленда — очень нужный аксессуар в нашем случае, но об этом чуть позже.
Внешний вид и материалы

Как и другие токиновские объективы, AT-X 116 F2.8 PRO DX II собран просто идеально. Визитная карточка вендора — это монолитные корпуса «стекол», которые никогда не скрипят, не болтаются и весят довольно много — чего еще ожидать от металла, стекла и качественного пластика.

1

На корпусе нанесена точечная разметка для подключения объектива к камере, а также для того, чтобы с первого раза попасть, цепляя бленду. В общем, промахнуться невозможно. Еще один элемент, который кочует от объектива к объективу — окошко шкалы расстояний, в итоге наводиться на объект очень просто даже в ручном режиме.

2

За изменение фокусного расстояния и процесс наведения на резкость в ручном режиме отвечают два кольца. Оба имеют резиновые накладки и приятных ход, причем кольцо зума крутится чуть туже, а кольцо ручной фокусировки при включенном автофокусе не блокируется. При наведении на резкость в ручном режиме фокусер поворачивается примерно на 90 градусов, что может показаться недостаточным при съемке видео. Включение режима ручной фокусировки, по традиции, происходит путем сдвига фокусировочного кольца в положение «на себя» — это токиновская технология One-touch Focus Clutch Mechanism, которая избавит вас также от необходимости выключать автофокус на камере.

Передняя линза у AT-X 116 F2.8 PRO DX II немного утоплена, накручивать фильтры можно не боясь поцарапать просветление. Кстати, фильтры придется использовать не самые дешевые — с диаметром 77 мм.

3

Байонет в объективе металлический.

4
Характеристики

Модель — Tokina AT-X 116 F2.8 PRO DX II (11-16mm)
Байонет — Nikon F, Canon, Sony
Диаметр резьбы для светофильтра — 77 мм
Совместимость — только APS-C
Максимальная диафрагма — f/2.8
Минимальная диафрагма — f/22
Минимальное расстояние фокусировки — 30 см
Угол обзора — 104°—84°
Оптическая схема — 11 групп, 13 элементов
Число лепестков диафрагмы — 9
Вес — 550 г
Работа и тестовые снимки

Первое, на что обращаешь внимание, когда начинаешь работать с токиновским шириком — это наличие внутренней системы фокусировки. Передняя часть объектива полностью неподвижна, линзы перемещаются внутри крепкого корпуса, а значит, можно вздохнуть с облегчением — доступ пыли внутрь объектива будет минимальным. Вторая заметная деталь — это шустрый автофокус. В компании Kenko-Tokina сообщают, что в конструкции тестируемого объектива использован новый ультразвуковой DC-мотор, что напрямую влияет на скорость работы автофокусировки. И я склонен этому верить, ибо фокус «ловится» очень быстро, хотя порой и довольно шумно, местами даже с попискиваниями. И третий момент — это диапазон фокусных расстояний — 11-16 мм на кропе эквиваленты 16,5-24 мм для камер с полнокадровым сенсором. А это значит, что делать снимки с этим объективом можно в тех местах, где со стандартным не развернуться.

С Tokina AT-X 116 F2.8 PRO DX II снимать объект можно буквально впритык. Минимальная дистанция фокусировки, согласно заявленной в бумагах информации, равна 30 сантиметрам. На самом деле это много, потому что на 11 мм в кадр способно влезть больше, чем можно себе представить. Ради эксперимента, я присел в «Музеоне» возле одной из непонятных скульптур и сделал кадр практически в упор. В результате запечатлел много больше самого изваяния.

3 (1)

Подобную картину можно наблюдать и в случае с «парковкой» теплоходов на Москва-реке. Я подошел максимально близко к парапетам, а теплоход все равно оставался далеким и недосягаемым.

1 (1)

С помощью токиновского ширика удалось снять в «полный рост» монумент Петру I, что на Крымской набережной. Причем «воздуха» в кадре осталось еще с запасом… В общем, любители широкого угла будут довольны приобретением на 100%, потому что Tokina AT-X 116 F2.8 PRO DX II реально позволяет делать кадр в любом месте, даже в самом тесном помещении.

5

С резкостью у тестируемой Токины все оказалось в порядке. В большинстве случаев, как мне кажется, объектив будет использоваться для пейзажной и архитектурной съёмок, а потому потребности покупателей сможет отлично удовлетворить.

В процессе теста сделал вывод, что диафрагмы от f/2.8 до f/11 выдают великолепный результат. В этом случае картинка получается резкой, сохраняются все детали по центру кадра. Края на максимально открытой диафрагме замыливаются довольно сильно, и виновата в этом, по большому счету, дисторсия, «вытягивающая» изображение. Начиная с диафрагмы f/5.6, по краям кадра ситуация начинает стабилизироваться — резкость улучшается, а при f/6.3 — f/8 результат вполне тянет на идеальный.

12

f/2,8 — центр/край

2.8-центр_2.8-край_

f/3,5 — центр/край

3.5-центр_ 3.5-край_

f/5,6 — центр/край

5.6-центр_ 5.6-край_

f/8 — центр/край

8-центр 8-край

f/11 — центр/край

11-центр 11-край

Дифракция ожидаемо портит изображение на зажатых диафрагмах. На примере видно, что с f/16 снимок начинает замыливаться по всему полю кадра, причем происходит это равномерно — и по центру, и по краям картинка выглядит одинаково.

f/16 — центр/край

16-центр 16-край

f/22 — центр/край

22-центр 22-край

В конструкции объектива используются асферические и супернизкодисперсионные линзы, которые активно борются с возникновением хроматических аберраций. Чтобы добиться появления на изображении ХА, пришлось выкрутить экспозицию на три стопа в плюс, так как в обычном режиме использования обнаружить их не получалось. В итоге Tokina AT-X 116 F2.8 PRO DX II слегка «захроматила», но всего лишь по краям кадра. Ухудшить ситуацию мне так и не удалось. Убираются ХА очень хорошо в любом графическом редакторе при проявке снимка из RAW, таким образом, забот не прибавляют.

Как и в любом широкоугольнике, у тестируемой Токины можно наблюдать дисторсию. Она не настолько сильная, чтобы создавала проблемы при обработке фотографии, но заметна — тут уж ничего не попишешь. На 11 мм дисторсия максимальная, как и подобает широкоугольникам, но не выходит за рамки разумного — изображение не превращается в растянутую «подушку».

13

При 16 мм дисторсию сложно разглядеть невооруженным взглядом. При обработке в редакторе (Lightroom 4.4) использовался пресет от старшего брата — объектива Tokina AT-X 116 F2.8 PRO DX. В результате геометрия фотографии выравнивается, к тому же исчезает и виньетирование.

14

Раз уж речь зашла о виньетировании, нужно отметить, что на максимально открытой диафрагме края кадра немного затемняются. Причем, если надеть бленду, эффект виньетки становится заметнее примерно в два раза. При диафрагме f/3.5 виньетирование практически исчезает, можно при желании различить едва заметные затемненные углы, однако, как писал выше, исправляется это за пару секунд. При f/4-5.6 виньетирование полностью исчезает.

В Tokina AT-X 116 F2.8 PRO DX II используется новое многослойное просветление, которое спасает от бликов и двоений во время съемки. Для того, чтобы в полевых условиях испытать, как объектив борется с «зайцами», пришлось ждать солнечной погоды. Как оказалось, справиться с задачей широкоугольнику удалось в большинстве случаев. На помощь приходит и бленда, которая блокирует боковые засветки. Но если постараться, то пучок бликов словить можно. И здесь не спасет ни просветление, ни самая хорошая лепестковая бленда. Ключевое слово здесь — постараться, потому что в процессе съемки, если не ловить солнце в кадр специально, объектив не допускает появления «зайцев» на изображении. Хотя в ряде случаев они и добавляют кадру определенный интерес.

15 16
Вывод

Несколько недель использования Tokina AT-X 116 F2.8 PRO DX II позволяют сделать довольно очевидный вывод: объектив несомненно хорош. Он отлично собран, фокусировка работает четко, промахов не замечалось, и самое главное — он резкий уже с диафрагмы f/2.8. Пейзажисты и фотографы, снимающие архитектуру и интерьеры, оценят Токину за практически незаметную дисторсию и минимум оптических искажений. К тому же, всем придется по нраву и цена объектива (в розничной продаже рекомендованная — чуть больше 30 тысяч рублей), найти что-то похожее у Nikon или Canon ниже 50-60 тысяч вряд ли получится. Поэтому вывод один — покупать!

21 20 19 18 22 17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *